Хроника покинутой земли
«Сейчас, думаю, кину гаечку, спокойненько пройдём, как по маслу проплывём, травинка не шелохнётся, полминуты, а там и до асфальта… И тут вдруг пόтом меня как прошибёт! Даже глаза залило, и уже знаю я, что гаечку туда кидать не буду. Влево – пожалуйста, хоть две, а прямо – ни за что…»
А. Стругацкий, Б. Стругацкий, «Пикник на обочине», ноябрь, 1971 г.
Мрачное событие, произошедшее 30 лет тому назад, в умах подавляющего большинства людей до сих пор ассоциируется как трагедия планетарного масштаба. И бытует мнение, что каждая радиационная авария обязательно несёт не только массовую гибель людей, но и порождает цепную реакцию генетических мутаций…
И хотя, ещё к 14-летию аварии, 142 выдающимися экспертами из 21 страны был подготовлен официальный доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) — United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation (UNSCEAR) — , который опроверг подобные измышления:
“Авария на Чернобыльском ядерном реакторе не является одной из крупнейших трагедий 20 столетия, взрыв не убивал тысячи людей, и не производил сильного загрязнения огромных территорий на сотни лет вперёд. Более того, дозы радиации, которым подверглись жители России, Украины и Белоруссии, не имели никакого влияния на их здоровье и эти люди не страдают от белокровия чаще других, и не рожают детей с генетическими дефектами…»
“Воздействию высоких доз ионизирующего излучения и впоследствии пострадали от острой лучевой болезни лишь 134 человека из числа работников АЭС и членов аварийных команд. Двадцать восемь из них умерли от радиации и двое от ожогов. Только это и были жертвы…”
“Обследование людей, вовлечённых в ликвидацию последствий аварии, показывает, что эти люди даже здоровее, чем те лица, которые не подвергались никакому воздействию”, заявляет профессор Збигнев Яворовский из Центральной Лаборатории Радиологической Защиты, один из соавторов доклада, который с 1973 года представляет в НКДАР ООН Польшу.
«Четырнадцать лет спустя после чернобыльской аварии, не появилось никакого научного подтверждения повышенной смертности, либо появления заболеваний, которые можно отнести на счёт радиации. С другой стороны, наблюдалось заметное повышение психосоматических расстройств, касающихся дыхательной, пищеварительной и нервной систем. Однако причиной этих расстройств была не радиация, а страх. Люди испытывали страх, что они могли подвергнуться воздействию радиации, или потому, что они проживали на загрязнённой территории, у них в один прекрасный день может развиться рак”.
“Немедленно после катастрофы тысячи беременных женщин на Украине и в Белоруссии решили сделать аборты, или же сделать аборты их уговорили врачи. Число абортов в этих двух Советских республиках в 1986-1987 годах было равно одной трети всех детей родившихся в Восточной Европе в целом. В некоторых регионах число естественных выкидышей подпрыгнуло на 25%. Почему? Женщины боялись, что они родят мутантов. В то время как после катастрофы число детей родившихся с серьёзными дефектами на Украине не возросло…”, заявляет Доктор Хервиг Парецке из Института Радиационной Защиты в Мюнхене
“Переселение было быстрым и очень масштабным. В течение 11 дней (с 27 апреля и до 7 мая 1986) 116 тысяч человек было силой принуждено поменять место жительства. » Решение о переселении было принято без принятия во внимание мнения российских учёных, которые предположили, что большинство людей, проживавших в окрестностях АЭС, должно было быть оставлено в покое» — утверждает Михаил Валигорский, глава Отделения Физики Здоровья Онкологического Центра в Кракове — «Переселённые люди умирали не от смертельных доз радиации, а от повышенного стресса. Мы заметили похожую реакцию на стресс также и в Польше, во время наводнения в 1997 году. Многие умерли тогда не от того, что утонули, а от сердечного приступа».
Город Припять и большая часть закрытой 30-километровой зоны на самом деле являются вполне пригодными для жительства!”
Биологи, работающие в зоне отчуждения, отмечают явный «ренессанс» животного и растительного мира после массового исхода людей.
А киевская фирма Чернобыль-тур® уже, начиная с первых месяцев после аварии, проводит официальные туры в Чернобыльскую Зону. На отсутствие клиентов — со всего света — не жалуется.
Однако, настораживает то, что до сих пор – 30 лет спустя — нет, каких бы то ни было, официально установленных причин аварии.
Существуют, лишь, две версии, призванные установить источник всех бед.
Согласно первой, вся ответственность возложена исключительно на операторов электростанции. Это-де именно операторы нарушили нормы эксплуатации и проявили невежество по отношению к нормативам, предусмотренным конструктивными особенностями одноконтурных реакторов типа РБМК (Реактор Большой Мощности Канальный). Мол, если у катастрофы и осталась какая-то загадка то лишь ответ на вопрос: почему персонал станции позволил взорвать реактор, себя и своих детей, мирно спавших в пяти километрах от станции? Но, во-первых, персонал (смена) имел все, предусмотренные, допуски и сертификаты. А, во-вторых, согласитесь, обвинять тех, кто погиб, строя выводы на показаниях «заинтересованных лиц», мягко говоря, не очень корректно.
Вторая версия была предложена в 1987 году академиком Валерием Легасовым. Она списывала аварию на конструктивные недоработки реакторов типа РБМК, в частности, касающихся их контрольных стержней… и возможности локального перегрева небольшой части активной зоны, что, теоретически, могло привести к тепловому взрыву. Тепловому, не ядерному!
В бурных потоках мифов массово создававшихся СМИ, да и до сих пор продолжающих создаваться, как-то утонули неторопливые деловые изыскания украинских и российских ученых, входивших в Международный научно- технический центр «Укрытие». «Сталкеры», как прозвали эту группу исследователей, со временем, пролили свет на многие подробности аварии, зачастую неожиданные, но, главное, достоверные.
Вот свидетельства одного из самых активных «сталкеров», физика-атомщика, Константина Павловича Чечерова, который без малого 20 лет — с 1986 по 2005 год – лично лазил по закоулкам пострадавшего реактора непосредственно внутри объекта «Укрытие» — в центральном зале и в помещениях под реактором. «Нам удалось обследовать все места скопления топливосодержащих расплавов, и стало ясно, что расплавы попали в бассейн-барботер (емкость, предназначенную для приема пара в случае аварии). Никакого парового взрыва, которого так опасалась правительственная комиссия, не произошло. В шахте реактора и в помещении под ним также никаких следов взрыва не обнаружено. Видимые разрушения, то есть те, которые мы своими глазами видели, говорят, что взрыв произошел прямо в центральном зале. Взрыв был один, и он был ядерный (выделено мной — admin). Более того, в шахте мы не обнаружили никаких следов горения, даже краска на металлоконструкциях была цела. Все сообщения в газетах о том, что графит в реакторе горел чуть не две недели, — абсолютные выдумки. Это всё от незнания того, что графит реактора РБМК не горит! Эта легенда была нужна, лишь, чтобы декларировать существование активной зоны в шахте»
Реально, «горение» в разрушенном реакторном зале обуславливалось естественной трансмутацией урана-238 в плутоний-239. Напомню, при тушении этого, как теперь бы сказали, «виртуального», пожара, тоже пострадали и даже погибли люди. В общем-то, это можно объяснить, теми неопределённостью, неразберихой и нервозностью, которые были в зоне, в первые, после аварии, дни. К сожалению, реальная картина аварии стала проясняться, только, много позже. И, стало понятно, что можно было не делать массы пустой работы, от которой пострадали десятки тысяч людей, ликвидаторов… (3-ий энергоблок, кстати, после того как «шандарахнул» 4-ый, работал, как ни в чём ни бывало, хотя находился всего в паре десятков метрах от раскуроченного центрального зала, за общей с ним стенкой и на едином, с 4-ым блоком, фундаменте – admin).
Согласитесь, за всем этим потоком, разнородной и часто противоречивой, информации чувствовалась какая-то недосказанность. Отчего, естественным образом, возникали самые невероятные «объяснения», начиная от утверждения, что вся эта катастрофа – блеф, до обоснований вмешательства инопланетян или наличия сионистско-масонского заговора с целью развала СССР.
Фактически единственной попыткой системного анализа событий, происходивших на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС им. В.И.Ленина в роковую ночь, была и остаётся работа физика-ядерщика Николая Кравчука «Загадка Чернобыльской катастрофы», опубликованная в Москве, в 2011 году. Но это, лишь, частное, независимое физико-техническое расследование. К тому же, в благодарность за проявленную инициативу, Н. Кравчук был уволен с работы в Институте теоретической физики Национальной академии наук Украины. Надо полагать за «вынос сора из избы».
Понятно, что «Атомпром», с самого своего основания, окружён, завесой секретности величайшего уровня. Но почему специалисты его считает атомную энергетику основной альтернативой энергетики углеводородной и чуть ли, ни единственным путём решения проблем устойчивого развития, в том числе экологических и изменения климата, вопрос, мягко говоря, спорный. Ведь атомная энергетика, хоть и альтернативная, но не возобновляемая. А все 435 ядерных реакторов разных конструкций и типов, действующие в настоящее время в мире, обеспечивают лишь 18 % необходимой нам энергии. И явно лукавят её апологеты, называя энергию, получаемую с АЭС, самой дешёвой. Похоже, они просто не учитывают расходов на переработку и утилизацию топлива и реакторов после окончания срока их эксплуатации. Не говоря уж, о затратах по устранению последствий аварий и радиационных катастроф, которые, не смотря на постоянные заверения, что последние возможны чуть ли не раз в миллион лет, происходят с угрожающей регулярностью.
Вот список лишь самых известных из них:
- 1 сентября 1944 года штат Теннеси, США, взрыв лабораторного устройства по обогащению урана в Ок-Риджской национальной лаборатории;
- 19 июня 1948 года, Челябинск-40, СССР, локальное сплавление урановых блоков с графитом на комбинате «Маяк»;
- 3 марта 1949 года, Челябинск-40, СССР, массовый сброс комбинатом «Маяк» жидких радиоактивных отходов в реку Теча;
- 12 декабря 1952 года, штат Онтарио, Канада, АЭС Чок-Ривер, частичное расплавление активной зоны реактора с выбросом радиоактивных отходов во внешнюю среду;
- 29 ноября 1955 года, штат Айдахо, США, саморазрушение экспериментального реактора EBR-1 с выгоранием 40% его активной зоны;
- 29 сентября 1957 года, Кыштым, СССР, взрыв ёмкости хранилища радиоактивных отходов;
- 10 октября 1957 года, Уиндскейл, Великобритания, пожар в активной зоне реактора по наработке оружейного плутония с выбросом радионуклидов в атмосферу;
- В апреле 1967 года, Челябинск-40, СССР, вынос ветром радиоактивной пыли из сильно обмелевшего озера Карачай, хранилища жидких радиоактивных отходов комбината «Маяк»;
- В 1969 году, Люцерн, Швейцария, авария подземного ядерного реактора с радиоактивным выбросом в пещеру, которую пришлось навсегда замуровать.
- 17 октября 1969 год, АЭС «Святой Лаврентий», Франция, взрыв реактора;
- 18 января 1970 года, Нижний Новгород, СССР, радиационная авария на заводе «Красное Сормово», в результате самопроизвольного запуска реактора на строящейся подводной лодке;
- 22 марта 1975 года, штат Алабама, США, пожар на реакторе АЭС «Браунс Ферри»;
- 28 марта 1979 года, штат Пенсильвания, США, авария на АЭС Три-Майл-Айленд, расплавление 53% активной зоны реактора с тепловым взрывом, в результате которого произошёл выброс во внешнюю среду жидких и газообразных радионуклидов;
- 13 марта 1980 года, АЭС «Святой Лаврентий», Франция, частичное расплавление активной зоны реактора;
- 10 августа 1985 года, бухта Чажма (посёлок Шкотово-22), СССР, радиационная авария на атомной подлодке, тепловой взрыв реактора с радиоактивным заражением окружающей среды;
- 26 апреля 1986 года, Чернобыль, СССР, квазиатомный взрыв на четвертом блоке Чернобыльской АЭС с частичным разрушением активной зоны реактора и выходом осколков деления за пределы станции;
- 30 сентября 1999 года, Токаймура (префектура Ибараки), Япония, самопроизвольная, неуправляемая цепная реакция на заводе по изготовлению топлива для АЭС;
- 11 марта 2011 года, Окума (префектура Фукусима), Япония, крупная радиационная авария на АЭС Фкусима-1, расплавление активных зон реакторов на трёх энергоблоках и последующим тепловым взрывом.
Похоже, что истина, всё ещё «где-то рядом».
PS! Всем, кому интересна эта тема, рекомендую познакомиться с книгой Николая Кравчука «Загадка Чернобыльской катастрофы». Это, самая полная реконструкция развития аварии. Связная картина происходившего на АЭС в ночь на 26.04.1986 года. Картина, самосогласованная физически и опирающаяся на показания, как очевидцев, так и приборов. Весьма поучительное описание того, как долго ядерный джин не хотел выбираться из лампы (кастрюли) реактора. И как его буквально за бороду тащили «в четыре руки» (двумя сменами) сертифицированные специалисты. Фактически – «разгадка» катастрофы, заключающаяся в том, что для одноконтурных ядерных энергетических установок характерна взаимосвязь физических процессов, протекающих в активной зоне, и теплофизических процессов, протекающих в контуре теплоносителя. Спусковой крючок аварии находился вообще не в реакторном зале станции, а в машинном…
Заодно, это напоминание, многим, особенно руководящим работникам, что самые большие последствия, как правило, развиваются из-за ничтожной неполадки, на первый взгляд, вообще не связанной с аварийной программой – программой саморазрушений, — но запускающей целую «цепную реакцию» последствий, о которых никто не смог бы догадаться заранее. Никакой Сертификат, не является индульгенцией от чрезвычайной ситуации.
PSS! В материале использованы фотографии, сделанные в Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
© Игорь Шпинёв
Понравилась статья?
Жми «Нравится». Поделись с друзьями.